История нашего предприятия берёт своё начало в далёком 1883 году, когда Казанским округом путей сообщения был утверждён документ о начале строительства казённых мастерских в селе Василёва слобода (ныне город Чкаловск).
Первоначально это было небольшое полукустарное предприятие. Всё его оборудование в то время состояло из двух токарных, сверлильного и строгального станков, приводимых в движение паровой машиной мощностью в 2 л.с. Но уже в 1890-1900 годах в затоне были построены новые здания цехов, каменная кузница, котельная, установлен эллинг для подъема судов на берег.
Основным видом деятельности казённых мастерских был ремонт судов технического флота. Однако вскоре, наряду с ремонтом судов, в мастерских начинают заниматься и специализированным судостроением. Так, в 1886-1892 годах в Василёвском затоне был построен и спущен на воду первый российский землесос "Волга" (позднее он был переименован в "Волжский-12").
Широко практиковалось и деревянное судостроение. Строили лодки, баржи, брандвахты. Именно здесь, в Василево, были спущены на воду самые красивые дебаркадеры для городов Нижнего Новгорода и Казани.
В Василевских мастерских ведутся большие строительные работы. Были построены новая столярная мастерская, лесосушилка, новая кузница, кладовые. В результате значительного расширения предприятия и увеличения численности рабочих, мастерские в 1923 году были переведены в разряд судоремонтного завода. В январе 1924 года завод был назван именем Ульянова (Ленина).
С 1925 года предприятие переходит на круглогодичную программу: вместе с судоремонтом и строительством новых судов выполняет ряд государственных заказов. Так, в 1925-1930 годах здесь в Василёво строились фермы плотин для реконструирующейся Московско-Окской водной системы. В 1926-1930 годах завод выполняет спецзаказы по строительству скоростных служебных катеров, а также шести буксиров для Каспийского торгового флота.
Не забывали на заводе и о социально-культурном строительстве. Ещё в начале 20-ых годов в окрестностях предприятия развернулось широкое строительство жилья для рабочих, а также зданий культурно-бытового назначения. Это изменило административный статус села Василёво и с 1927 года оно официально стало называться рабочим посёлком.
С 1928 года предприятие вновь приступает к серийному производству землесосов и землечерпалок. В 1935 году Василёвским судостроительным заводом им. Ульянова (Ленина) был спущен на воду первый в стране земснаряд с двигателем внутреннего сгорания.
В августе 1937 года Постановлением ВЦИК рабочий посёлок Василёво Горьковской области переименован в Чкаловск.
В июле 1941 года по решению Наркомречфлота на заводе приостановлено строительство новых судов и максимально сокращён судоремонт. В затоне начинаются работы по переоборудованию судов для ВМФ. Заводчанами в кратчайшие сроки освоен и налажен выпуск комплектующих для снарядов знаменитых "катюш". Завод переходит на 11-часовой рабочий день.
Наиболее памятной страницей в послевоенной истории предприятия стал перенос его на новое место. Шла подготовка к заполнению Горьковского водохранилища и старая территория судоверфи должна была уйти под воду. Средств на перенос, а точнее говоря, на строительство нового завода в государственной казне не было и уже было принято решение о ликвидации предприятия. Однако заводчане отстояли завод. За пять лет (с 1951 по 1956 годы) своими силами они перенесли его на новое место.
Разборка старых зданий (а их было 27) и строительство новых шли параллельно. Всего было перевезено свыше 35 тысяч тонн оборудования и материалов. Причём, в течение этих 5 лет не прерывалась и производственная деятельность завода, программа и план выполнялись в срок.
Строился новый завод, а вместе с ним и новый город – в 1955 году посёлку Чкаловску был присвоен статус города.
Начиная с 1958 года, завод перешёл на секционно-блочный способ сборки новых судов. За период с 1959 по 1965 годы было освоено 11 видов новой продукции, в том числе нефтеналивные баржи, грейферные земснаряды, русловыправительные агрегаты, самоходные шаланды. Начался серийный выпуск дизель-электрических самоходных землечерпалок типа ДЭС-500 производительностью 500 куб.м/час.
С каждым годом расширялись и крепли связи Чкаловского судоремонтного завода имени Ульянова (Ленина) с крупнейшими стройками нашей страны. Начиная с 50-х годов завод поставлял всему каскаду волжских и камских ГЭС, Волго-Донскому и Беломоро-Балтийскому каналам ворота и затворы шлюзов, гальсбанты и пластинчатые цепи. На строительстве практически всех гидросооружений страны работали дноуглубительные суда, спущенные на воду Чкаловским заводом имени Ульянова (Ленина).
За период с 1976 по 1981 годы завод освоил серийное производство новых типов судов: земснаряда ДЭС-550, дизель-электрического землесоса ДЭ250, самоходных грунтоотвозных шаланд СШ-170 и СШ-300, а также продукции специализированного машиностроения – компрессоров высокого давления КВД-Г, деталей и узлов для шлюзов, электролебёдок, буёв, якорей, кранов "Деррик". Была проведена государственная аттестация всей выпускаемой продукции.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1983 года за большие успехи в деле развития речного транспорта и в связи со 100-летием со дня основания Чкаловский судостроительно-судоремонтный завод имени Ульянова (Ленина) был награждён орденом "Знак Почета".
В 1992 году предприятие попадает под процедуру приватизации. В октябре 1993 года на конференции трудового коллектива завода принято решение о преобразовании завода имени Ульянова (Ленина) в акционерное общество открытого типа "Чкаловская судоверфь".
В 1992 году предприятие попадает под процедуру приватизации. В октябре 1993 года на конференции трудового коллектива завода принято решение о преобразовании завода имени Ульянова (Ленина) в акционерное общество открытого типа "Чкаловская судоверфь".
В 2000 году за высокие достижения предприятие занесено в реестр "Элита Нижегородского бизнеса" в номинации "Успех". В 2003 году ОАО "Чкаловская судоверфь" стало лауреатом Всероссийской премии "Российский национальный олимп" в номинации предприятий малого и среднего бизнеса.
В мае 2018 года на общем собрании акционеров, в связи с принятием Федерального закона от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", принято решение о переименовании открытого акционерного общества "Чкаловская судоверфь" в публичное акционерное общество "Чкаловская судоверфь".
С конца 2017 года происходит спад производства. А в августе 2018 года судоверфь остановилась в связи с отсутствием объемов производства.
С августа 2019 года АО «Чкаловская судоверфь» после смены главного акционера, под руководством нового генерального директора Звонарева В.А., начала постепенное восстановление своих былых мощностей. Освоена технология постройки крышек люковых закрытий, комингсов бортов судна, проект RSD-59, начиная от раскроя исходного материала до окончательной покраски.
Восстановлено производство сменно-запасных деталей для многочерпаковых земснарядов методом давления (ковки). Было принято участие и одержаны победы в аукционах на поставку деталей для многочерпаковых земснарядов для нужд ФБУ «Администрация ВБВВП», ФБУ «Администрация Амурводпуть», ФБУ «Администрация Ленского Бассейна", ФБУ "Администрация Обского бассейна", ФБУ "Администрация Камводпуть".