Наша история

История нашего предприятия берёт своё начало в далёком 1883 году, когда Казанским округом путей сообщения был утверждён документ о начале строительства казённых мас­тер­ских в селе Василёва слобода (ныне город Чкаловск).

Первоначально это было небольшое полукустарное предприятие. Всё его оборудование в то время состояло из двух токарных, сверлильного и строгального станков, приводимых в движение паровой машиной мощностью в 2 л.с. Но уже в 1890-1900 годах в затоне были построены новые здания цехов, каменная кузница, котельная, установлен эллинг для подъема судов на берег.

Основным видом деятельности казённых мастерских был ремонт судов технического флота. Однако вскоре, наряду с ремонтом судов, в мастерских начинают заниматься и спе­циа­ли­зи­ро­ван­ным су­до­строе­ни­ем. Так, в 1886-1892 годах в Василёвском затоне был построен и спу­щен на воду первый российский землесос "Волга" (позднее он был переименован в "Волж­ский-12").

Широко практиковалось и деревянное судостроение. Строили лодки, баржи, брандвахты. Именно здесь, в Василево, были спущены на воду самые красивые дебаркадеры для городов Нижнего Новгорода и Казани.

В 1919-1921 годах в Василевских мастерских ведутся большие строительные работы. Были построены новая столярная мастерская, лесосушилка, новая кузница, кладовые. В результате зна­чи­тель­но­го расширения предприятия и увеличения чис­лен­нос­ти рабочих, мас­тер­ские в 1923 году были пере­ве­де­ны в разряд су­до­ре­монт­но­го завода. В январе 1924 года завод был назван именем Ульянова (Ленина).

С 1925 года предприятие переходит на круглогодичную программу: вместе с судоремонтом и строительством новых судов выполняет ряд государственных заказов. Так, в 1925-1930 годах здесь в Василёво строились фермы плотин для ре­кон­струи­рую­щей­ся Московско-Окской водной системы. В 1926-1930 годах завод выполняет спецзаказы по строительству ско­рост­ных слу­жеб­ных катеров, а также шести буксиров для Каспийского торгового флота.

Не забывали на заводе и о социально-культурном строительстве. Ещё в начале 20-ых годов в окрест­нос­тях предприятия раз­вер­ну­лось широкое строительство жилья для рабочих, а также зданий куль­тур­но-бытового на­зна­че­ния. Это изменило ад­ми­нис­тра­тив­ный статус села Василёво и с 1927 года оно офи­циаль­но стало называться рабочим посёлком.

С 1928 года предприятие вновь приступает к серийному производству землесосов и земле­чер­па­лок. В 1935 году Ва­си­лёв­ским судостроительным заводом им. Ульянова (Ленина) был спущен на воду первый в стране зем­сна­ряд с дви­га­те­лем внутреннего сгорания.

В августе 1937 года Постановлением ВЦИК рабочий посёлок Василёво Горьковской области пе­ре­име­но­ван в Чкаловск.

В июле 1941 года по решению Наркомречфлота на заводе приостановлено строи­тель­ство новых судов и мак­си­маль­но сокращён судоремонт. В затоне начинаются работы по пе­ре­обо­ру­до­ва­нию судов для ВМФ. За­вод­ча­на­ми в кратчайшие сроки освоен и налажен выпуск ком­плек­тую­щих для снарядов знаменитых "катюш". Завод переходит на 11-часовой ра­бочий день.

Наиболее памятной страницей в послевоенной истории предприятия стал перенос его на новое место. Шла подготовка к заполнению Горьковского водохранилища и старая территория судоверфи должна была уйти под воду. Средств на перенос, а точнее говоря, на строительство нового завода в го­су­дарст­вен­ной казне не было и уже было принято решение о ликвидации предприятия. Однако заводчане отстояли завод. За пять лет (с 1951 по 1956 годы) своими силами они перенесли его на новое место.

Разборка старых зданий (а их было 27) и строительство новых шли параллельно. Всего было перевезено свыше 35 тысяч тонн оборудования и материалов. Причём, в течение этих 5 лет не пре­ры­ва­лась и про­из­вод­ствен­ная деятельность завода, программа и план выполнялись в срок.

Строился новый завод, а вместе с ним и новый город – в 1955 году посёлку Чкаловску был присвоен статус города.

Начиная с 1958 года, завод перешёл на секционно-блочный способ сборки новых судов. За период с 1959 по 1965 годы было освоено 11 видов новой продукции, в том числе нефтеналивные баржи, грейферные зем­сна­ря­ды, рус­ло­вы­пра­ви­тель­ные агрегаты, самоходные шаланды. Начался се­рий­ный выпуск дизель-элек­три­чес­ких самоходных землечерпалок типа ДЭС-500 про­из­во­ди­тель­ностью 500 куб.м/час.

С каждым годом расширялись и крепли связи Чкаловского судоремонтного завода имени Ульянова (Ленина) с крупнейшими стройками нашей страны. Начиная с 50-х годов завод поставлял всему каскаду волжских и камских ГЭС, Волго-Донскому и Беломоро-Балтийскому каналам ворота и затворы шлюзов, гальсбанты и пластинчатые цепи. На строительстве прак­ти­чес­ки всех гид­ро­соо­ру­же­ний страны работали дноуглубительные суда, спущенные на воду Чка­лов­ским заводом имени Ульянова (Ленина).

За период с 1976 по 1981 годы завод освоил серийное производство новых типов судов: земснаряда ДЭС-550, дизель-элек­три­чес­ко­го землесоса ДЭ250, самоходных грунтоотвозных шаланд СШ-170 и СШ-300, а также продукции спе­циа­ли­зи­ро­ван­но­го ма­ши­но­строе­ния – компрессоров высокого давления КВД-Г, деталей и узлов для шлюзов, элек­тро­ле­бё­док, буёв, якорей, кранов "Деррик". Была проведена го­су­дарст­вен­ная аттестация всей выпускаемой про­дукции.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1983 года за большие успехи в деле развития речного транспорта и в связи со 100-летием со дня основания Чкаловский су­до­строи­тель­но-су­до­ре­монт­ный завод имени Ульянова (Ленина) был награждён орденом "Знак Почета".

В начале 90-х на заводе, как и на большинстве других предприятий страны, наблюдается спад производства. С распадом СССР были нарушены связи с поставщиками и заказчиками, многие из которых либо просто прекратили свое существование, либо оказались в ближнем или дальнем зарубежье. Всё труднее становится доставать сырье, материалы, комплектующие. Госзаказы ста­но­вят­ся не­вы­год­ны­ми из-за не­пла­тё­же­спо­соб­нос­ти государства.

Именно тогда в 90-е годы завод взял в свой штат весь коллектив попавшего под сокращение филиала ГЦКБ, рас­по­ла­гав­ше­го­ся на его территории. На его базе было создано собственное про­ект­но-конс­трук­тор­ское бюро.

В 1992 году предприятие попадает под процедуру приватизации. В октябре 1993 года на конференции трудового коллектива завода принято решение о преобразовании завода имени Ульянова (Ленина) в акционерное общество открытого типа "Чкаловская су­доверфь".

В 1996 году спроектированы и построены для Словакии пять прогулочных катамаранов проекта С101. В конце 90-х спроектирован и построен для Газпрома двухпалубный катамаран проекта С109 "Персей". Ведётся ремонт грузовых судов.

В 2000 году за высокие достижения предприятие занесено в реестр "Элита Нижегородского бизнеса" в номинации "Успех". В 2003 году ОАО "Чкаловская судоверфь" стало лауреатом Все­рос­сий­ской премии "Российский национальный олимп" в номинации предприятий малого и среднего бизнеса.

Год 2011-ый. Завершается выполнение многомиллионного заказа по ремонту и мо­дер­ни­за­ции баржи СФС-555. От­прав­ле­на очередная партия стапельных тележек для Адмиралтейских верфей. Объёмы отгруженных сменно-запасных частей для тех­ни­чес­ко­го флота России при­бли­жа­ет­ся к 300 тоннам. Заключён контракт и начинается реализация крупнейшего за последние 10 лет проекта – су­до­строе­ние по Госзаказу.

      

В мае 2018 года на общем собрании акционеров, в связи с принятием Федерального закона от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", принято решение о пе­реи­ме­но­ва­нии открытого ак­цио­нер­но­го общества "Чкаловская судоверфь" в публичное акционерное общество "Чкаловская су­до­верфь".

С конца 2017 года происходит спад производства. А в августе 2018 года судоверфь остановилась в связи с отсутствием объемов производства.

С августа 2019 года ПАО «Чкаловская судоверфь» после смены главного акционера, под руководством нового генерального директора Звонарева В.А., начала постепенное восстановление своих былых мощностей. Освоена технология постройки крышек люковых закрытий, комингсов бортов судна, проект RSD-59, начиная от раскроя исходного материала до окончательной покраски.

Восстановлено производство сменно-запасных деталей для многочерпаковых земснарядов методом давления (ковки). Было принято участие и одержаны победы в аукционах на поставку деталей для многочерпаковых земснарядов для нужд ФБУ «Администрация ВБВВП», ФБУ «Администрация Амурводпуть», ФБУ «Администрация Ленского Бассейна", ФБУ "Администрация Обского бассейна", ФБУ "Администрация Камводпуть".