Первая наша встреча с новым руководством ПАО "Чкаловская судоверфь" произошла прошлой осенью. До сих пор остались в памяти ощущения тревожной тишины, которая красноречивее любых слов рассказывала о состоянии дел на обанкротившемся тогда предприятии. Пришедший на смену покинувшим свои посты бывшим менеджерам завода, А.С.Терешонков уверенно заявлял в своем первом интервью, что трудностей не боится и планы по развитию предприятия у него серьезные.
Прошло время... У проходной старейшего судоремонтного завода вновь многолюдно, в кабинетах не смолкают телефоны, из цехов доносятся голоса рабочих, грохот металла, шум работающего оборудования и инструментов. Завод будто вдохнул свежего воздуха и ожил.
Спустя год ПАО "Чкаловская судоверфь" обеспечивает рабочими местами более 150 чкаловцев, объем выручки превысил прежний уровень более чем в 3 раза, налоги в бюджет перечисляются точно в срок и в полном объеме. Предприятие вкладывается в ремонты зданий (отремонтировано более 4 тыс. кв.м кровельного покрытия, восстановлено размороженное водоснабжение и канализация, частично восстановлено отопление, произведен современный ремонт комнат в общежитии), сооружений (капитально отремонтирован слип, крановое хозяйство, произведен ППР всех высоковольтных подстанций), оборудования (закуплено более 10-ти единиц сварочных полуавтоматов, угловых роботов, восстановлен и запущен в двухсменном режиме станок газо-плазменной резки "Аджан"), в модернизацию и расширение мощностей, ведется подготовка к крупным государственным заказам, некоторые из которых уже успешно реализованы.
Об этом в интервью нам рассказали А.С.Терешонков, председатель совета директоров, и В.А.Звонарев, генеральный директор.
- Расскажите, пожалуйста, о своих первых шагах. С чего началась ваша работа? - спрашиваю Александра Сергеевича и Владислава Александровича.
- С решения накопленных проблем. Их было слишком много. Мы пришли на предприятие, когда завод переживал очень тяжелые времена: распродавался по частям, много было претензионных дел и судебных исков, по цехам ходили приставы, начинались демонтаж и продажа оборудования и активов. Отсутствовало отопление, водоснабжение, за неуплату отключалась электроэнергия... Существовала накопленная задолженность в десятки миллионов рублей по налогам и заработной плате, как ком росли пени за просрочку, различные исполнительские сборы. Люди с детьми на руках замерзали в ведомственном общежитии, потому что его за неуплату отключили от отопления. На предприятии же существовала огромная управленческая надстройка, и, чтобы пустить в работу документ либо хозяйственный договор, нужно было получить до 15-20 подписей различного уровня клерков и начальников. Госзаказ, как и в принципе любой другой заказ, становился дорогим и затянутым во времени, заказчики уходили к тем, кто на рынке дешевле и оперативнее. Все это в итоге привело к отсутствию заказов, финансовому коллапсу и последующим сокращениям.
Решение прийти на Чкаловскую судоверфь было непростым. Но в итоге за короткий период мы сумели сделать судоверфь бездолговым предприятием.
И самое главное - удалось вновь собрать основной костяк старых работников, вновь найти активную молодежь. Они в нас поверили.
- Как обстоят дела с заказами?
- Первой нашей успешно решенной задачей стал контракт на изготовление крышек люковых и бортовых секций (комингсов) закрытий для судов АО "Окская Судоверфь". Огромный, ранее пустующий корпусно-сварочный цех, сейчас загружен полностью, во всех 3-х пролетах и на всех технологических переделах. Успешно отработали 6 контрактов на изготовление черпаковых изделий для земснарядов, сейчас на конкурсе выиграли очередной крупный заказ для Ленского РВПС. Заключен ряд долгосрочных договоров на механообработку изделий, изготовление узлов по чертежам заказчиков. Активно проводим подъем судов и сопутствующий судоремонт в рамках очередных освидетельствований.
С августа прошлого года число заказов на ремонт судов уже превысило 40.
Но вначале пришлось вложить много сил и средств в подготовку производства, в ремонт оборудования, механизмов слипа. Восстановили системы ЧПУ на станках, оборудовании газо-плазменной резки, закупили новые запчасти и комплектующие. Судоремонт - одно из основных направлений деятельности предприятия после судостроения. Но мы убеждены, что производство должно быть диверсифицированным, многоплановым. В итоге, все, что нужно для ремонта судов, должно максимально делаться в наших цехах. Это позитивно сказывается на экономике как судоремонта, так и отдельно стоящего от него машиностроения.
- Какие заказы для Чкаловской судоверфи можете отметить как наиболее интересные?
- Каждый заказ по-своему интересен и уникален. Месяц назад, например, мы подписали и успешно реализовали контракт на работы по подъему, необходимому восстановительному ремонту и полной покраске противолодочного катера "Чебоксары", который ранее стоял на вооружении министерства обороны. За успешный результат и четко исполненный сроки награждены благодарственным письмом главы г.Чебоксары. Много времени заняло изготовление кильблоков, их расчет и подготовка чертежей под обводы днища судна (ранее военные килевые суда мы не поднимали), а также синхронный подвод блоков при подъеме, но мы справились!
Сейчас на стапеле заложен пробный проект небольшого судна (бонопостановщик ВС-1415), который нужно оснастить всем, что необходимо, вплоть до штурвала. В следующую навигацию должны его спустить на воду. Думаем, это будет ярким, значимым событием.
- Вы говорили, что люди поверили вам и вернулись на родной завод. Знаем, что многие работники действительно достаточно позитивно отзываются о положении дел на предприятии. То есть проблема с кадрами решена?
-Сейчас на судоверфи работает порядка 150 человек. Старались собрать "старую гвардию", людей, чьи заслуги уже доказаны, чьи компетенции проверены временем и успешной работой. Кто-то поверил, а кто-то нет. Но таких меньшинство. Мы постоянно проводим мониторинг рынка труда, ведем набор специалистов, расширяем штат, но только в рамках конкретного портфеля заказов, будучи уверенными, что обеспечим их работой и обещанным уровнем заработной платы. Опытных, квалифицированных судостроителей не хватает. Испытываем острую нехватку токарей. Готовы доплачивать за наставничество, обучать молодежь, понимая необходимость преемственности опыта поколениями.
- Какая на предприятии зарплата? Что из себя представляет социальная политика Чкаловской судоверфи?
- У нас сдельная оплата труда.
Люди рабочих специальностей, высокой квалификации, имеют возможность заработать до 80 и более тысяч рублей в месяц.
Кроме того, компенсируем питание: комплексный обед оплачивает завод. Ремонтируем цеха, частично восстановили отопление, сделали теплые раздевалки, запустили душевые, туалеты, горячую воду. Мы понимаем, что сила предприятия - это его люди. Поэтому всегда готовы выслушать наших работников, помочь в решении проблем. И в ответ имеем "дорогу с двухсторонним движением" - в виде четкой слаженной работы подчиненных, всего коллектива и, как следствие, уверены в решении любых производственных задач, стоящих перед нами.
- Александр Сергеевич, вопрос к Вам. Вы приняли решение баллотироваться в депутаты Совета депутатов. Какие задачи ставите перед собой?
- Важно, что это решение одобрено моим коллективом. Хотелось бы остановить отток жителей из города, квалифицированных кадров, помочь округу преобразиться, поддержать активную молодежь. Для меня ключевыми задачами являются развитие производства, создание новых рабочих мест, повышение уровня благосостояния людей. Только вместе мы сможем изменить ситуацию к лучшему как непосредственно на предприятии, так и в округе.
- Спасибо за беседу. Удачи в реализации задуманного!
Материал публикуется на платной основе, оплачен из избирательного фонда кандидата в депутаты А.С.Терешонкова
Статья из районной газеты «Знамя» от 11 сентября 2020 года