Василёвские казённые мастерские -
ССРЗ им. Ульянова (Ленина) -
ОАО "Чкаловская судоверфь"
В 1983 году
Указом Президиума Верховного Совета СССР
предприятие награждено Орденом "Знака Почёта"

Толкач - шаландировщик (проект 81440)

Длина габаритная, м 26,23
Ширина габаритная, м 9,22
Высота борта, м 2,20
Осадка с полными запасами, м 1,22
Осадка порожнем, м 1,10
Скорость хода порожнем, км/ч ~ 17
Скорость хода с шаландой пр. 81420 в грузу, км/ч ~ 13
Водоизмещение порожнем, т 163
Водоизмещение с полными запасами при величине осадки 1,22 м , т 182
Тяга на гаке при условии скорости буксировки 12 км/ч (на глубокой спокойной воде и нормальной работе главного двигателя) , т

3

Удельный расход топлива на фланце отбора мощности дизеля, г/кВт.ч 2х(210+10)
Экипаж (на вахте), чел. 2
Автономность плавания, суток 5
Транспортировка в различные регионы по воде

Толкач – шаландировщик (пр. 81440) предназначен для работы в караване с черпаковыми земснарядами: для толкания грунтоотвозной шаланды, проведения операций по закладке якорей земснаряда, разъездных операций и перевозки вахты до 6 человек. Класс Российского Речного Регистра – «О (лед)». Отличительными особенностями буксира-толкача, обеспечивающими его эффективную работу при вождении большегрузных составов на мелководных реках с большими скоростями течения, являются повышенная мощность энергетической установки, новые формообразования носовой и кормовой оконечностей, высокие тяговые характеристики. Уровень автоматизации, принятый на судне, позволяет эксплуатировать его малым по численности экипажем.

По своему архитектурно-конструктивному виду толкач – однопалубное судно с надстройкой и рубкой. В надстройке расположены служебное помещение и аппаратная, санузел расположен в тамбуре.

Корпус судна стальной, сварной, плоскодонный с вертикальными бортами, закругленной скулой и поперечной системой набора.

В качестве движительно-рулевого комплекса на толкаче применены два гребных винта в поворотных направляющих насадках со стабилизаторами. Рулевая машина электромеханическая с управлением с пульта управления судном в рулевой рубке.

Для подъема и отдачи носовых якорей используется брашпиль Б1Р, а для подъема и отдачи кормового якоря и буксирных операций используется лебедка марки ЛБЯШ 1,5-3/2. Для сцепки толкача с шаландой или баржой применен сцепной автоматический замок Р-100 Т-6 с дистанционным управлением из рубки.

В качестве главных двигателей использованы два двигателя 6ЧСПН 2А 18/22 мощностью 165,5 кВт каждый, с реверс-редукторной передачей.

Для снабжения электроэнергией на судне предусматривается электростанция в составе двух дизель-генераторов (один резервный) мощностью 25 кВт каждый. Основной род тока - переменный с частотой 50 Гц и напряжением 220 В - применяется для питания основных силовых потребителей, электрических грелок отопления, основного освещения, радиооборудования и приборов управления судном. В качестве источников питания сети постоянного тока 24 В задействованы два генератора постоянного тока типа Г-732 и восемь кислотных аккумуляторных батарей. Используется сеть постоянного тока для запуска двух дизель-генераторов, питания сигнально-отличительных огней, аварийного и переносного освещения, сигнализации.

Обслуживание энергетических установок и судовых систем обеспечивается без постоянной вахты в машинном отделении.

Конструкция корпуса, механизмов и оборудования, их изготовление и монтаж обеспечивают надежное использование судна в заданных условиях его эксплуатации, в том числе обеспечена ремонтопригодность механизмов и оборудования.