Василёвские казённые мастерские -
ССРЗ им. Ульянова (Ленина) -
ОАО "Чкаловская судоверфь"
В 1983 году
Указом Президиума Верховного Совета СССР
предприятие награждено Орденом "Знака Почёта"

Историческая справка

В 1883 году в селе Василева Слобода Балахнинского уезда Нижегородской губернии по решению правления Казанского округа путей сообщения были организованы казенные мастерские для ремонта судов технического флота. Это было небольшое полукустарное предприятие. Все его оборудование в то время состояло из двух токарных, сверлильного и строгального станков, приводимых в движение паровой машиной мощностью в 2 л.с

.Шли годы, росло предприятие. В 1890-1900 годах в затоне были построены новые здания цехов, каменная кузница, котельная, установлен эллинг для подъема судов на берег. Наряду с ремонтом судов в мастерских начинают заниматься специализированным судостроением.

 

Так, в 1886-1892 годах в Василевском затоне был построен и спущен на воду землесос "Волга"(позднее «Волжский-12»). Это было первое судно для дноуглубления рек, построенное в России. 

Широко практикуется деревянное судостроение. Здесь в Василево строились самые красивые дебаркадеры для Нижнего Новгорода и Казани.

Тяжелым испытанием для мастерских стали 1917-1918 годы. Предприятие осталось практически без инженерных кадров. Большинство специалистов, не приняв революцию, уехали из Василевой Слободы. Землечерпальный флот вышел в навигацию 1918 года без инженеров. Перед предприятием же была поставлена большая задача по переводу волжского технического флота на дровяное топливо.

В 1919-1921 годах в Василевских мастерских ведутся большие строительные работы. Были построены новая столярная мастерская, лесосушилка, новая кузница, кладовые. В результате значительного расширения предприятия и увеличения численности рабочих, мастерские в 1923 году были переведены в разряд судоремонтного завода.

В январе 1924 года завод назван именем Ульянова (Ленина). В том же году на противоположном берегу реки Волги открывается филиал завода по деревянному судостроению - Валковская судоверфь.

С 1925 года завод переходит на круглогодичную программу: вместе с судо- ремонтом и строительством новых судов выполняет ряд государственных заказов. Так, в 1925-1930 годах здесь в Василево строились фермы плотин для реконструирующейся Московско-Окской водной системы. В 1926-1930 годах завод выполняет спецзаказы по строительству скоростных служебных катеров ("Шторм", "Решающий", "Ударник", "Техник", "Дзержинец", "Совет", "Буг"), а также шести буксиров для Каспийского торгового флота.

Не забывали на заводе и о социально-культурном строительстве. Еще в 20-е годы завод развернул широкое строительство жилья для рабочих, а также зданий культурно-бытового назначения. Это изменило административный статус Василево: с 1927 года оно официально стало называться рабочим поселком.

С 1928 года завод вновь приступает к серийному производству землесосов и землечерпалок. В 1935 году в Василевском затоне был спущен на воду первый в стране земснаряд с двигателем внутреннего сгорания.

В августе 1937 года Постановлением ВЦИК рабочий поселок Василево Горьковской области переименован в Чкаловск.

В июле 1941 года по решению Наркомречфлота на заводе приостановлено строительство новых судов и максимально сокращен судоремонт. В затоне начинаются работы по переоборудованию судов для ВМФ. Заводчанами в кратчайшие сроки освоен и налажен выпуск комплектующих для снарядов знаменитых "катюш". Завод переходит на 11-часовой рабочий день.

Наиболее памятной страницей в послевоенной истории предприятия стал перенос его на новое место. Шла подготовка к заполнению Горьковского водохранилища и старая территория судоверфи должна была уйти под воду. Средств на перенос, а точнее говоря, на строительство нового завода в государственной казне не было и уже было принято решение о ликвидации предприятия. Однако заводчане отстояли завод. За пять лет (с 1951 по 1956 годы) своими силами они перенесли его на новое место. Разборка старых зданий (а их было 27) и строительство новых шли параллельно. Всего было перевезено свыше 35 тысяч тонн оборудования и материалов. Причем, в течение этих 5 лет не прерывалась и производственная деятельность завода, программа и план выполнялись в срок.



Строился новый завод, а вместе с ним и новый город - в 1955 году поселку Чкаловску был присвоен статус города.

Начиная с 1958 года, завод перешел на секционно-блочный способ сборки новых судов. За период с 1959 по 1965 годы было освоено 11 видов новой продукции, в том числе нефтеналивные баржи, грейферные земснаряды, русловыправительные агрегаты, самоходные шаланды. Начался серийный выпуск дизель-электрических самоходных землечерпалок типа ДЭС-500 производительностью 500 куб.м./час.


С каждым годом расширялись и крепли связи Чкаловского судоремонтного завода имени Ульянова (Ленина) с крупнейшими стройками нашей страны. Начиная с 50-х годов завод поставлял всему каскаду волжских и камских ГЭС, Волго-Донскому и Беломоро-Балтийскому каналам ворота и затворы шлюзов, гальсбанты и пластинчатые цепи. На строительстве практически всех гидросооружений страны работали дноуглубительные суда, спущенные на воду Чкаловским заводом имени Ульянова (Ленина).

За период с 1976 по 1981 годы завод освоил серийное производство новых типов судов: земснаряда ДЭС-550, дизель-электрического землесоса ДЭ250, самоходных грунтоотвозных шаланд СШ-170 и СШ-300, а также продукции специализированного машиностроения - компрессоров высокого давления КВД-Г, деталей и узлов для шлюзов, электролебедок, буев, якорей, кранов "Деррик". Была проведена государственная аттестация всей выпускаемой продукции.



В 1983 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за большие успехи в деле развития речного транспорта и в связи со 100-летием со дня основания Чкаловский ССРЗ имени Ульянова (Ленина) был награжден орденом "Знак Почета".

В начале 90-х на заводе, как и на большинстве других предприятий страны, наблюдается спад производства. С распадом СССР были нарушены связи с поставщиками и заказчиками, многие из которых либо просто прекратили свое существование, либо оказались в ближнем или дальнем зарубежье. Все труднее становится доставать сырье, материалы, комплектующие. Госзаказы становятся невыгодными из-за неплатежеспособности государства.

Именно тогда в 90-е годы завод взял в свой штат весь коллектив попавшего под сокращение филиала ГЦКБ, располагавшегося на его территории. На его базе было создано собственное проектно-конструкторское бюро.

В 1992 году предприятие попадает под процедуру приватизации. В октябре 1993 года на конференции трудового коллектива завода принято решение о преобразовании завода имени Ульянова (Ленина) в акционерное общество открытого типа "Чкаловская судоверфь".

1996 год. Спроектированы и построены для Словакии пять прогулочных катамаранов проекта С101. Спроектирован и построен для Газпрома двухпалубный катамаран проекта С109 "Персей". Ведется ремонт грузовых судов.

В 2000 году за высокие достижения предприятие занесено в реестр "Элита Нижегородского бизнеса" в номинации "Успех".

В 2003 году ОАО "Чкаловская судоверфь" стало лауреатом Всероссийской премии "Российский национальный олимп" в номинации предприятий малого и среднего бизнеса.