Так начиналось предприятие

История нашего предприятия берёт своё начало в далёком 1883 году, когда Казанским округом путей сообщения был утвер­ждён до­ку­мент о на­ча­ле стро­и­тель­ст­ва казённых мастерских в селе Василёва слобода (ныне город Чкаловск).

Первоначально это было небольшое полукустарное предприятие. Всё его оборудование в то время состояло из двух то­кар­ных, свер­лиль­но­го и стро­галь­но­го стан­ков, приводимых в движение паровой машиной мощностью в 2 л.с. Но уже в 1890-1900 го­дах в за­то­не бы­ли по­стро­е­ны но­вые зда­ния цехов, каменная кузница, котельная, установлен эллинг для подъема судов на берег.

Основным видом деятельности казённых мастерских был ремонт судов технического флота. Однако вскоре, на­ря­ду с ре­мон­том су­дов, в мас­тер­ских на­чи­на­ют заниматься и специализированным судостроением. Так, в 1886-1892 годах в Васи­лёв­ском за­то­не был по­стро­ен и спу­щен на во­ду первый российский землесос "Волга" (позднее он был переименован в "Волжский-12").

Широко практиковалось и деревянное судостроение. Строили лодки, баржи, брандвахты. Именно здесь, в Василево, были спу­ще­ны на во­ду са­мые кра­си­вые де­бар­ка­де­ры для городов Нижнего Новгорода и Казани.

В 1919-1921 годах в Василевских мастерских ведутся большие строительные работы. Были построены новая сто­ляр­ная мас­тер­ская, ле­со­су­шил­ка, но­вая куз­ни­ца, кладовые. В результате значительного расширения предприятия и увеличения чис­лен­нос­ти ра­бо­чих, мас­тер­ские в 1923 го­ду бы­ли переведены в разряд судоремонтного завода. В январе 1924 года завод был назван именем Ульянова (Ленина).

С 1925 года предприятие переходит на круглогодичную программу: вместе с судоремонтом и строительством новых судов вы­пол­ня­ет ряд го­су­дар­ст­вен­ных за­ка­зов. Так, в 1925-1930 годах здесь в Василёво строились фермы плотин для реконструирующейся Мос­ков­ско-Окс­кой вод­ной сис­те­мы. В 1926-1930 го­дах за­вод выполняет спецзаказы по строительству скоростных служебных катеров, а так­же шес­ти бук­си­ров для Кас­пий­ско­го тор­го­во­го флота.

Не забывали на заводе и о социально-культурном строительстве. Ещё в начале 20-ых годов в окрестностях пред­при­я­тия раз­вер­ну­лось ши­ро­кое стро­и­тель­ст­во жилья для ра­бо­чих, а также зданий культурно-бытового назначения. Это изменило ад­ми­ни­стра­тив­ный ста­тус се­ла Ва­си­лё­во и с 1927 го­да оно офи­ци­аль­но стало называться рабочим посёлком.

С 1928 года предприятие вновь приступает к серийному производству землесосов и землечерпалок. В 1935 году Ва­си­лёв­ским су­до­стро­и­тель­ным за­во­дом им. Ульянова (Ленина) был спущен на воду первый в стране земснаряд с двигателем внутреннего сгорания.

В августе 1937 года Постановлением ВЦИК рабочий посёлок Василёво Горьковской области переименован в Чка­ловск.

В июле 1941 года по решению Наркомречфлота на заводе приостановлено строительство новых судов и мак­си­маль­но со­кра­щён су­до­ре­монт. В за­то­не на­чи­на­ют­ся ра­бо­ты по переоборудованию судов для ВМФ. Заводчанами в кратчайшие сроки ос­во­ен и на­ла­жен вы­пуск ком­плек­ту­ю­щих для снарядов знаменитых "катюш". Завод переходит на 11-часовой рабочий день.

Наиболее памятной страницей в послевоенной истории предприятия стал перенос его на новое место. Шла под­го­тов­ка к за­пол­не­нию Горь­ков­ско­го во­до­хра­ни­ли­ща и старая территория судоверфи должна была уйти под воду. Средств на перенос, а точ­нее го­во­ря, на стро­и­тель­ство но­во­го за­во­да в государственной казне не было и уже было принято решение о ликвидации пред­при­я­тия. Од­на­ко за­вод­ча­не от­сто­я­ли за­вод. За пять лет (с 1951 по 1956 годы) своими силами они перенесли его на новое место.

Разборка старых зданий (а их было 27) и строительство новых шли параллельно. Всего было перевезено свы­ше 35 ты­сяч тонн обо­ру­до­ва­ния и ма­те­ри­а­лов. При­чём, в течение этих 5 лет не прерывалась и производственная деятельность заво­да, про­грам­ма и план вы­пол­ня­лись в срок.

Строился новый завод, а вместе с ним и новый город – в 1955 году посёлку Чкаловску был присвоен статус города.

Начиная с 1958 года, завод перешёл на секционно-блочный способ сборки новых судов. За период с 1959 по 1965 го­ды бы­ло ос­во­е­но 11 ви­дов но­вой про­дук­ции, в том числе нефтеналивные баржи, грейферные земснаряды, русловыправительные аг­ре­га­ты, са­мо­ход­ные ша­лан­ды. На­чал­ся се­рий­ный выпуск дизель-электрических самоходных землечерпалок типа ДЭС-500 про­из­во­ди­тель­нос­тью 500 куб.м/час.

С каждым годом расширялись и крепли связи Чкаловского судоремонтного завода имени Ульянова (Ле­ни­на) с круп­ней­ши­ми строй­ка­ми на­шей стра­ны. На­чи­ная с 50-х годов завод поставлял всему каскаду волжских и камских ГЭС, Волго-Дон­ско­му и Бе­ло­мо­ро-Бал­тий­ско­му ка­на­лам во­ро­та и за­тво­ры шлюзов, гальсбанты и пластинчатые цепи. На строительстве практически всех гид­ро­со­о­ру­же­ний стра­ны ра­бо­та­ли дно­у­глу­би­тель­ные су­да, спущенные на воду Чкаловским заводом имени Ульянова (Ленина).

За период с 1976 по 1981 годы завод освоил серийное производство новых типов судов: земснаряда ДЭС-550, ди­зель-элек­три­чес­ко­го зем­ле­со­са ДЭ250, са­мо­ход­ных грунтоотвозных шаланд СШ-170 и СШ-300, а также продукции спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­но­го ма­ши­но­стро­е­ния – ком­прес­со­ров вы­со­ко­го давления КВД-Г, деталей и узлов для шлюзов, электролебедок, буев, якорей, кранов "Дер­рик". Бы­ла про­ве­де­на го­су­дар­ст­вен­ная ат­тес­та­ция всей выпускаемой продукции.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1983 года за большие успехи в деле раз­ви­тия реч­но­го транс­пор­та и в свя­зи со 100-ле­ти­ем со дня основания Чкаловский судостроительно-судоремонтный завод име­ни Уль­я­но­ва (Ле­ни­на) был на­граж­дён ор­де­ном "Знак Почета".
 

В начале 90-х на заводе, как и на большинстве других предприятий страны, наблюдается спад производства. С рас­па­дом СССР бы­ли на­ру­ше­ны свя­зи с пос­тав­щи­ка­ми и заказчиками, многие из которых либо просто прекратили свое существование, ли­бо ока­за­лись в ближ­нем или даль­нем за­ру­бе­жье. Всё труднее становится доставать сырье, материалы, комплектующие. Гос­за­ка­зы ста­но­вят­ся не­вы­год­ны­ми из-за не­пла­тё­же­спо­соб­нос­ти государства.

Именно тогда в 90-е годы завод взял в свой штат весь коллектив попавшего под сокращение филиала ГЦКБ, рас­по­ла­гав­ше­го­ся на его тер­ри­то­рии. На его ба­зе бы­ло создано собственное проектно-конструкторское бюро.

В 1992 году предприятие попадает под процедуру приватизации. В октябре 1993 года на конференции тру­до­во­го кол­лек­ти­ва за­во­да при­ня­то ре­ше­ние о преобразовании завода имени Ульянова (Ленина) в акционерное общество открытого типа "Чка­лов­ская су­до­верфь".

В 1996 году спроектированы и построены для Словакии пять прогулочных катамаранов проекта С101. В конце 90-ых спроектирован и построен для Газпрома двухпалубный катамаран проекта С109 "Персей". Ведётся ремонт грузовых судов.

В 2000 году за высокие достижения предприятие занесено в реестр "Элита Нижегородского бизнеса" в номинации "Ус­пех". В 2003 го­ду ОАО "Чка­лов­ская су­до­верфь" ста­ло лауреатом Всероссийской премии "Российский национальный олимп" в но­ми­на­ции пред­при­я­тий ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са.

Год 2011-ый. Завершается выполнение многомиллионного заказа по ремонту и модернизации бар­жи СФС-555. От­прав­ле­на оче­ред­ная пар­тия ста­пель­ных те­лежек для Адмиралтейских верфей. Объёмы отгруженных сменно-запасных частей для тех­ни­чес­ко­го фло­та Рос­сии при­бли­жа­ет­ся к 300 тон­нам. Заключён контракт и начинается реализация крупнейшего за последние 10 лет про­ек­та – су­до­стро­е­ние по Гос­за­ка­зу.

В мае 2018 года на общем собрании акционеров, в связи с принятием Федерального закона от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ "О вне­се­нии из­ме­не­ний в гла­ву 4 час­ти первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими си­лу от­дель­ных по­ло­же­ний за­ко­но­да­тель­ных ак­тов Рос­сий­ской Федерации", принято решение о переименовании открытого акционерного об­щес­тва "Чка­лов­ская су­до­верфь" в пуб­лич­ное ак­ци­о­нер­ное об­щес­тво "Чкаловская судоверфь".